ЦИГУН КОНФУЦИАНСКОЙ ШКОЛЫ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
Многие люди ошибочно представляют себе Конфуция дряхлымученым червем, погруженным в
науку и едва способным передвигаться без постороннейпомощи. На самом деле он был очень
сведущ в “шести искусствах” — искусстве церемоний, музыке,стрельбе из лука, .верховой езде,
литературе и математике. Сверх того, он был искушен вискусстве цигун. Именно ему принадлежит
высказывание о том, что ци влияет не только на физическоездоровье, но и на эмоции. Если мы
полны ци, она переходит в шэнь (ум), усиливая нашиинтеллектуальные способности.
Мэн-цзы, чья слава уступает лишь гению самого Конфуция,высказал мысль о том, что физическое
тело в действительности является энергетическойсубстанцией. Примечательно, что такое
заявление прозвучало две тысячи лет назад. Наиболее частоцитируемое высказывание Мэн-цзы
выглядит так:
“Энергия безграничного космоса щедро питает меня”. Древниймыслитель утверждал, что мы
наполняем себя космической энергией с целью статьправедным;
космическая энергетика недоступна низкому, своекорыстномучеловеку. Говоря так, он излагал
философские идеалы конфуцианской цигун, основанные нанравственных ценностях; духовная
ориентация даосских и буддийских школ имеет несколькодругую направленность.
Великий мастер конфуцианского цигун Сюнь Цзы сказал, чтоискусство управления энергией и
развития умственных способностей постигаетсявысоконравственными людьми в процессе упорных
занятий под руководством компетентного наставника. Многиевеликие поэты династии Тан, такие,
как По Чу И (Бай Цзюй И), Ту Фу (Ду Фу), Лю Цзун Юань иВан Вэй, занимались цигун, и это часто
находило отражение в их творчестве. В поэме Лю Цзун Юаньесть такие строки:
Я слышал о тайном искусстве от мудреца, Искусствеконцентрации энергии в ночи. Дыхания
плавны, глубоки и медленны, Вниз к корням течет энергияпотоком могучим.
Это короткое стихотворение раскрывает излюбленное время ипопулярную технику цигун ученых
эпохи Тан. Излюбленным временем был период с 23 часоввечера до часа ночи. Мастера цигун
называют его временем расцвета энергии. Популярная техника— плавное, глубокое, медленное
дыхание, проникающее до пяток и называемое “пяточнымдыханием”.
Су Тун По (Су Дун Бо) и Чу Си — два великих китайскихмыслителя, достигшие успеха в основном
благодаря цигун и активно его пропагандировавшие. Су ТунПо верил, что основу искусства
долголетия составляет “утробное дыхание”, то естьвнутренний процесс, в котором не участвуют
органы дыхания. Чу Си утверждал, что в состоянии медитациимы сначала изгоняем все мысли, а
затем взираем на них с возросшего уровня сознания.Подробнее техника будет рассмотрена в
следующей главе.
|