РАЗЛИЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УМА ВЦИГУН
Концепции ума в цигун подвержены влияниюмедицинской, даосской и буддийской философской
мысли. В китайском языке синонимами ума можносчитать слова “сердце”, “дух”, “душа”, “сознание”.
Согласно концепции китайской медицины, умнаходится в сердце, а не в мозгу. Наверное, поэтому
Ричард Рестак так мало увидел, когда делалоперарацию на мозге. Стоит заметить, что многие
вели- i кие народы древности говорили осердце, а не о я мозге, как о вместилище ума, например
индийцы, египтяне, персы, арабы, древние грекии римляне, а также обитатели средневековой
Европы.
Ошибочно думать, что наши предки не знали оборгане, который современные доктора называют
мозгом. Термин “мозг” можно обнаружить в u1089старых китайских текстах. “Нэй Цзин”, например,
содержит немало точной информации о мозге.Много позже, но все же предвосхищая открытия
западной медицины, великий китайский врачпериода правления династии Цин Ван Цин Жэнь дал
детальное описание анатомии и физиологиимозга.
Болезни ума, называемые по-китайски “болезнямисердца”, касаются как умственных, так и
эмоциональных расстройств. Китайцы не делаютразличий между неврологическими и
психологическими нарушениями. Для китайскоготерапевта все болезни взаимосвязаны.
Следовательно, если человек физически боленили эмоционально нестабилен, то его ум ослабнет.
Физическое и эмоциональное здоровье —необходимые условия последующей тренировки
умственных способностей.
В даосском цигун ум обычно интерпретируетсякак душа или дух. Прогресс в даосском цигун от
начального до высокого уровня может бытьусловно обозначен как тренинг сущности (цзин),
энергии (ци) и ума или духа (шэнь) (см.двенадцатую главу). Все три “сокровища” человека
интегрированы, хотя истинное “я” — это ум.Сущность и энергия служат пищей для ума.
Согласно даосскому цигун, достаточностьсущности и энергии обогащает ум. Значит, для
достижения высоких интеллектуальныхспособностей необходимо наполнить сущность (то есть
быть здоровым и физически крепким) и неиспытывать энергетического голода (то есть иметь
жизненные силы для работы и отдыха).
Высокий интеллект предполагает способность кинтуитивному видению, созиданию и умственному
труду. Хотя эти качества трудно переоценить,они не являются главной целью даосизма. Конечная
цель даоса — освобождение от оков физическоготела и обретение бессмертия уже в этой жизни.
Буддисты, подобно даосам, придают особоезначение развитию ума, и, когда достигается высокий
уровень сознания, обретают не толькоповышенные творческие способности и вдохновение, но и
супернормальные силы, которые простые людиназывают сверхъестественными. Так же, как и
даосы, буддисты считают проявлениепаранормальных способностей u1074 вторичным, побочным
эффектом, зачастую создающим препятствия напути к Истине.
Буддисты рассматривают ум как сознание, акитайцы — как “сердце”. Согласно представлениям
буддистов, перекликающимся с понятиями многихдругих древних культур, разумность присуща
всем материальным объектам, как одушевленным,так и неодушевленным. Эта концепция возникла
в незапамятные времена, задолго до того, каксовременные ученые, такие, как Генри Стап и Е. X.
Уокер, предположили, что фотоны разумны.
Сила ума — это высшее, первичное проявлениевселенной. Ум сконцентрирован в сердце и
управляет каждой клеткой тела, Мозг, посравнению с умом, вторичен. Уму подчинены все органы
чувств. Тело человека также подчинено велениямума.
Цель буддизма — очистить ум, избавиться отнегативной кармы, накопившейся за время
путешествия по бесчисленным прошлыминкарнациям. Когда ум светел, он воспринимает
реальность без искажений. Именно этоназывается озарением и достигается с помощью
медитации.
Очевидно, что на начальном и даже напромежуточном уровне даосские и буддийские концепции
ума воспринимаются с трудом. Так, когда явпервые заговорил об уме в таком контексте, многие
люди обвинили меня в мистификации, так какпонимали цигун на примитивном, физическом уровне.
Но если бы они изучили классические тексты,описывающие цигун высокого уровня — а в прошлом
эти знания хранились в секрете, — то обнаружили бы, чтовся техника высокого уровня основана на
использовании силы разума.
Занимаясь цигун, можно достичь определенныхоздоровительных результатов и при этом не
придавать существенного значения интеллектуальнойсоставляющей искусства. Однако, если
человек ставит перед собой более высокие цели, емунеобходимо познакомиться с эзотерическими
концепциями цигун, связанными с использованиеминтеллектуальной мощи.
|