ЭЛЕМЕНТЫ ЦИГУН ВКУНГ-ФУ
Учеников школы кунг-фу знакомят с базовыми понятиями цигунуже на начальном этапе обучения;
в процессе тренировок они постигают более сложные элементыэтого искусства. Зачастую ученики усваивают
технику цигун непроизвольно. Например, в кунг-фу южногоШаолиня первой техникой, которую осваивает ученик,
является “поза всадника” (рис. 14.3), основа основ. Мойлюбимый учитель, “Дядюшка Справедливость”, прежде
чем научить чему-нибудь другому, заставлял выполнятьтолько эту стойку в течение несколько месяцев. Помимо
всего прочего, поза всадника помогает ученикуаккумулировать энергию в силовом поле живота (дань-тянь).
В южношаолиньском кунг-фу ученик осваивает произнесениеразличных звуков взрывного характера в момент
исполнения разных техник. Звуки помогают ему управлятьпотоком энергии и усиливают внутренние органы
своими вибрациями. Например, при ударе кулаком звук “хёрт”произносится как бы из живота, а не является
горловым, как у некоторых новичков. Этот звук не толькоэнергетически усиливает удар, но также косвенно
массирует и стимулирует сердце. Звук “яааа” выкрикивают,выполняя удар “коготь тигра”. В этом случае
внутренняя сила направляется к пальцам и активизируетлегкие.
Ученик осваивает координацию движений с правильнымдыханием. Например, когда он прыгает или быстро
двигается, то часто дышит грудью, направляя ци вверх, чтоделает его движения стремительными. Нанося
удары, он как бы взрывается и направляет ци снова в живот,поэтому его движения сильны и сбалансированы.
Обучающиеся кунг-фу на одном дыхании выполняют серию изнескольких движений, как один непрерывный
технический элемент. Ученик узнает, когда надо задерживатьдыхание, когда вдыхать или выдыхать быстро, а
когда — медленно, выпуская дыхание наружу, словно длиннуютонкую нить. Поэтому, когда во время схватки
один из противников производит большой шум, помните, чтоон не пытается привлечь к себе внимание или
напугать соперника, а регулирует дыхание для усилениясвоих боевых качеств.
|