ЖЕСТКОЕ И МЯГКОЕ: ВНЕШНЕЕ ИВНУТРЕННЕЕ
Не будет преувеличением сказать, что почти всетипы приемов и силовых техник, имеющихся в арсенале
различных боевых искусств, стоят на вооружениишаолиньского кунг-фу. Некоторые люди ошибочно полагают,
что кунг-фу Шаолиня — исключительно “жесткая”и “внешняя” школа, игнорирующая “мягкое” и “внутреннее”
направление. Подобное заблуждение можнообъяснить двумя причинами. Во-первых, первоначально
шаолиньское кунг-фу действительно отличалосьотносительной жесткостью и приверженностью внешним
формам. Во-вторых, из-за большого объемаучебного материала не многим людям хватает терпения или
возможности освоить технику высокого уровня,которая в основном является “мягкой” и “внутренней”.
Демонстрации шаолиньского кунг-фу зачастую носятстремительный и мощный характер, по крайней мере по
сравнению с плавными, грациозными стилями тай-цзи цюань,.багуа и синьи. Таким образом, как правило,
шаолиньское боевое искусство ошибочно классифицируют какжесткую, внешнюю школу кунг-фу, а направления
багуа, тай-цзи цюань и синьи относят к мягким, внутреннимшколам.
“Жесткое” и “мягкое”, “внешнее” и “внутреннее” —случайные, образные выражения. “Жесткое” обозначает, как
правило, внешне заметное, динамичное проявление силы;“мягкое” относится к тем скрытым техническим
приемам, которые внешне грациозны и плавны. Каратэ,например, жесткое, тогда как дзюдо мягкое. Само слово
“мягкое” в действительности является неточным переводомкитайского термина “жоу”. Термин “жоу” не
подразумевает отсутствия силы, но это ближайшее позначению слово, которое мы можем предложить. Сила
жоу в действительности может превышать так называемую“жесткую” силу!
“Внешней” называется сила, развитая очевидными, подручнымисредствами, такими, как поднятие тяжестей и
бои на палках. “Внутреннее” относится к силе, развитойэзотерическими методами, такими, как направленный
поток энергии и визуализация. Согласно одномувысказыванию, внутренняя сила достигается тренировкой цзин
(сущности), тренировкой шэнь (ума) и тренировкой ци(энергии); внешняя сила развивается тренировкой цзинь
(сухожилий), гу (костей) и пи (мышц)*, когда принциптренировки состоит в укреплении внешней формы (ладонь
“набивают” о мешок с песком, а пальцы усиливают, вонзая ихв емкость с горохом), и служит проявлением
внешней силы. В то же время “космическая ладонь”, мощькоторой зависит от направленного потока ци и
визуализации — пример проявления внутренней силы.
Данная классификация достаточно условна и иногда носитпроизвольный характер. Продолжительная
тренировка жесткой внешней силы трансформирует ее в мягкуюи внутреннюю, и наоборот.
Следует отличать технику (по-китайски “фа”) от мастерства(“гун”). Техника относится к форме (блокам, ударам,
перемещениям). Мастерство показывает насколько мощно,точно и быстро техника исполняется. В соответствии
с принципами кунг-фу, ученик должен знать, что, если оносваивает только технику, не повышая мастерства,
затраченные усилия пойдут насмарку, сколько бы времени онне потратил на тренировку. Истинное искусство
определяется мастерством, а не владением разнообразнымитехниками. Эта глава посвящена
основополагающим принципам развития внутренней силы, всоответствии с которыми тренировались монахи
легендарного монастыря.
* Техника “железная ладонь” в книге “Искусство кунг-фумонастыря Шаолинь”, которую издательство “ФАИР”
предложило вашему вниманию год назад, автор называет этотприем “железным кулаком” (N.B. На полках
книжных магазинов уже появилась еще одна книга ВонКью-Кита “Тай-цзи цюань”).
|