“ЗОЛОТОЙ КОЛОКОЛ”, ЛЕГКОСТЬ И БОЙ БЕЗ УСТАЛИ
Два знаменитых искусства, дающих возможность мастерубезболезненно переносить удары
руками и ногами и даже удары оружием — “железная рубашка”и “золотой колокол”. Так как очень
высока вероятность получения травмы при попытке осваиватьэти искусства без указаний
наставника, следующее описание предназначено всего лишьдля удовлетворения вашего
любопытства, а не для самостоятельных тренировок.
Упражнение цигун направлены на усиление тела изнутри илечение возможных травм. Осваивая
технику “железной рубашки”, ученик сначала бьет себявязанкой хвороста, затем мешком,
наполненным бобами, и, наконец, мешком с мраморной крошкойили шарикоподшипниками. Такие
действия стимулируют поверхностный поток ци, создающийзащиту против внешних атак. Ученик
не только не чувствует боли, напротив ему это нравится. Вданном случае удовольствие от ударов
не означает проявления мазохистских наклонностей, асвидетельствует о том, что растекание ци
— весьма приятное ощущение.
Осваивая искусство “золотого колокола”, ученик развиваетсвою энергию внутренне и направляет
ее наружу, как бы покрывая свое тело щитом в формеколокола. Основой тренировки является
контроль за внутренней энергетикой.
Искусство высоко прыгать и быстро бегать на большиедистанции называется “искусством
легкости”. Один из великих мастеров прошлогодемонстрировал перед моим сифу Хо Фатт Намом
свое умение запрыгнуть на трехметровую стену 'из позициистоя. К сожалению, это искусство
сейчас предано забвению, хотя мы и знаем методикутренировки.
Известно три этапа достижения искусства легкости. Напервом, механическом, уровне ученик
круглосуточно ходит с привязанными к его ногам тяжестями.Он выкапывает яму и прыгает туда и
обратно утром и вечером. С каждым днем ученик увеличиваетглубину канавы на несколько
горстей земли.
На втором, энергетическом, уровне ученик в момент прыжканаправляет ци вверх, что создает
впечатление потери веса. На высшем уровне, уровне разума,мастер в состоянии глубокой
медитации, отдает мысленные команды физическому телу. Хотяя и читал о подобных подвигах
мастеров кунг-фу и духовных лидеров прошлого, мне неудалось проверить их на собственном
опыте.
Один из полезных методов развития способностинепринужденного бега на длинные дистанции,
известный как искусство тысячи шагов, описан в восьмойглаве. Владеющие этой методикой
способны вести многочасовой бой, не задыхаясь.
Другой способ повышения способности вести продолжительныйбой заключается в координации
дыхания и движений. На первой стадии обучения кунг-фуученик проводит один прием за один
дыхательный цикл. Со временем ему удается проводить сериюприемов на одном дыхании,
выполняя их как одно плавное движение. Таким образом онможет научиться выполнять
продолжительный комплекс приемов, не увеличивая количествовдохов-выдохов и,
соответственно, не меняя ритм дыхания. Приобретенные натренировках навыки используются в
тренировочных и реальных поединках.
Искусство такой координации совершенствуется с помощью“дыхания малой вселенной”. Более
того, если при каждом выдохе ученик сохраняет 30% энергии,используя всего лишь 70% для боя,
он сможет драться часами. Техника такого дыхания будетрассмотрена в следующей главе.
|