ПОДРАЖАНИЕ ЖИВОТНЫМ ИВНУТРЕННЕЕ ВИДЕНИЕ
Во время правления династии Шан (XVI—XI вв. дон. э.) развитие цигун достигло высокого уровня.
На бронзовых сосудах этого периода изображенычеловеческие фигуры, выполняющие движения
цигун. Возможно, они и стали прототипамисовременных упражнений.
Много современных техник повторяют характерныеособенности движений разных животных:
черепахи, журавля, обезьяны. Мастера прошлоговерили, что особенности животных, такие, как:
долгожительство черепахи, степенство журавля,проворство обезьяны — переносились на их
образ жизни и действий. Эти и другиефизические движения, предназначенные для направления и
проведения потока внутренней энергии, известныкак даоинь. Значит, занимающиеся цигун
имитируют движения животных не потому, чтохотят походить на зверей, а потому, что хотят
приобрести те свойства животных, которыепревосходят человеческие.
Во время династии Чжоу (XI—III вв. до н. э.) вискусстве цигун был достигнут значительный
прогресс. Концепции инь-ян и багуа,представленные в знаменитой “Ицзин” (“Книге перемен”)* (*
Автор приводит китайскую транскрипцию “Книгиперемен”; в большинстве русских источников она
транслитеруется как “И-Чин”.— Здесь и далееприм. ред.), впоследствии стали неотъемлемыми
элементами философии цигун.
Те, кто не знаком с “Ицзин”, могут счесть еепрорицания наивными и даже смешными. Однако
предсказания “Ицзин” часто использовали оченьмогущественные люди, полководцы и
императоры, советниками у которых былимудрейшие люди своего времени.
Современные ученые и мыслители осознаютглубину мудрости “Ицзин”. Предсказания по “Книге
перемен” с помощью медной монеты, подобногаданиям римлян, гаданиям по зеркалам или
посредством “магического кристалла” у цыган, —это проникновение нашего подсознания в
безграничную мудрость Разума вселенной.
Основу гаданий по “Ицзин” составляют багуа,или восемь триграмм. Три линии гуа, или триграмма,
— это, разумеется, не просто линии. Каждая гуа— это физический символ, соответствующий
метафизическому или подсознательномупроявлению. Каждая гуа имеет название. Одна из них,
гэнь, соответствует различным частямчеловеческого тела и их функциям.
Именно медитация китайских мудрецов над гэньразвила в них сверхспособности нэй гуань
(внутреннего видения) и нэй цзюэ (внутреннегоотражения). Эти сверхспособности привели к росту
цунь сян — удержанию мысли в цигун. Все триконцепции вместе обычно переводятся как
“визуализация”, но в китайском языке естьтонкий оттенок разницы между ними. Цунь сян и дао инь
дали начало двум принципиальным направлениямразвития цигун.
|