ЙОГА - СОЮЗ С БОГОМ
Одним из способов достичь Бога, или Брахмана, являетсяйога, которая означает союз с Богом.
Хотя она очень интенсивно используется индусами длядуховного развития, в действительности
йога не носит религиозного характера (* Точка зренияавтора носит радикальный и спорный
характер. За исключением хатха-йоги, все направления этойнауки проповедуют истинную и
глубокую религиозность) и люди различных вероисповеданиймогут применять ее с пользой для
себя.
Есть много видов йоги: хатха-йога, бхакти-йога,мантра-йога, янтра-йога, раджа-йога и т. д. Раджа-
йога считается высшей и учит познанию Бога черезмедитацию. Патанджали, отец йоги, выделяет
восемь' этапов совершенства:
1. Яма — воздержание от злых дел.
2. Нияма — соблюдение чистоты, целомудрия, дисциплины,размышления и посвящение себя
Богу.
3. Асана — статическая поза.
4. Пранаяма — контроль за дыханием.
5. Пратьяхара — направление сознания внутрь.
6. Дхарана — сосредоточение.
7. Дхиана — медитация (созерцание).
8. Самадхи — Просветление.
Первые пять этапов связаны с моральной и психическойподготовкой, а три последние касаются
развития ума.
Развитие ума начинается со сосредоточения, которое ведет кмедитации, медитация же — к
Просветлению. Свами Парамананда сказал:
Ключ к сосредоточению — стремление удержатьвнимание на одном предмете... Когда ум
уравновешен и хорошо сконцентрирован, становитсявидимым высшее “я” человека... Это
означает ощущение единства с Богом. Высшая формамедитации — сосредоточиться на
Абсолютной Реальности, на Неизменном.
Философия йоги различает ум (Читта) и душу (Атман).
Так, согласно Свами Будхананда:
Ум — это тонкое тело внутри большого. Физическоетело—лишь оболочка ума... Выше ума —
Атман — истинное “я” человека. Тело и умматериальны, Атман же — чистый дух. Ум — это не
Атман, но нечто другое.
Следовательно, высшая цель для индуса — очистить свой духи освободиться от иллюзий (майя) (*
В индуизме любое материальное проявление иллюзорно., чтобыАтман соединился с Брахманом.
|