КОНЦЕПТУАЛЬНАЯОСНОВА ЧУДОТВОРЧЕСТВА
Много лет проводятся исследования вобласти телепатии и других феноменов
экстрасенсорного восприятия, но покане нашлось человека, который бы снял покров
таинственности с этих неординарныхявлений.
Роберт X. Тулес ЧАСТЬШЕСТАЯ
ВЫСШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦИГУН
НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ЧУДЕСАМ
Доктор Тулес (автор замечательной книги“Правильное и извращенное мышление”) — психолог,
который верит в объективные, очевидные факты,а не увлекается сверхъестественным, подобно
мистику или духотворцу. Вполне очевидно, чтоему чужды спекуляции вокруг экстрасенсорного
восприятия, не говоря уже о более удивительныхфеноменах, которые мы называем чудесами. Что
же люди подразумевают под сверхъестественным?
Ватсон отвечает довольно кратко:
На самом деле при пристальномрассмотрении не существует ничего “сверхъестественного”.
Все, что мы имеем,— это сообщения оявлениях, находящихся за пределами привычных понятий,
но список таких феноменов всерасширяется. Сообщения стали настолько частыми и
поступают буквально отовсюду, чтоигнорировать их существование было бы
непростительно для настоящего ученого.
Однако только после того, как доктор Раин,отец современной парапсихологии, благодаря строгому
научному подходу к исследованию “пси-фактора”обнаружил, что по крайней мере один из пяти
человек обладает определеннымиэкстрасенсорными способностями (а сделал он это в 30-х годах
XX в.), западная публика стала чувствоватьсебя спокойно при обсуждении паранормальных
явлений.
Все же возникает сомнение, что прииспользовании традиционной методики научный метод с его
требованиями к объективности, количественностии повторяемости подходит для проверки или
понимания экстрасенсорного восприятия (ЭСВ) идругих чудес. Паранормальные явления по своей
природе субъективны, качественны и уникальны.Например, если в данный момент вы прочитали
мысли вашего друга и он подтверждает это, тонет объективных способов (кроме его
свидетельства) доказать успешностьэксперимента. Конечно, экспериментатор может предложить
вашему другу специфический предмет дляразмышлений, но, возможно, в этот конкретный момент
вы не сможете читать мысли. Более того, нет удовлетворительногоспособа количественно
оценить, насколько точно вы прочитали егомысли, потому что данный телепатический опыт
единичен и неповторим. Не исключено, что самоумение читать чужие мысли непостоянно и, пока
вы не стали мастером, повторный опыт можетоказаться неудачным.
Это не означает, что мы не можем использоватьнаучный подход к изучению чудес. Однако
эффективность эксперимента возможна лишь сучетом субъективного фактора при сохранении
традиционного объективного подхода кисследованию.
Ученому следует иметь представление о причинахи природе этих явлений и проникнуться
системой ценностей, принятой у чудотворцев.
|